II квартал 2025
Анализ рынка коммерческой недвижимости
Торговая недвижимость

Торговая недвижимость

Наиболее стабильные активы – районные ТЦ, расположенные в густонаселенных районах и ориентированные на продажу товаров и услуг повседневного спроса, с генерирующими трафик арендаторами из сегмента развлечений

Москва
  • Умеренный рост вакансии за счёт нестандартных предложений:
    • Увеличение субаренды на фоне оптимизации издержек компаниями;
    • Около 35% вакантных площадей экспонируются на продажу.
  • Ставки аренды стабилизировались на высоком уровне:
    • Уровень вакансия остается низким, при этом более 70% строящихся площадей уже предварительно законтрактованы;
    • Появились лоты с пониженными ставками (включая субаренду).
  • Снижение активности онлайн-ритейлеров:
    • Фокус временно смещен на освоение действующих площадей;
    • Доля логистических операторов и дистрибьютеров в структуре сделок аренды выросла до 25% и 41% соответственно.
  • Девелопмент традиционных ТЦ теряет актуальность:
    • Девелоперы ориентируются на районные форматы с устойчивым трафиком и арендаторами из досугового сегмента и товарами FMCG;
    • Интерес сохраняется к торговым пространствам в составе ТПУ и МФК, которые реализуются в рамках получения льгот по смене ВРИ.
  • Посещаемость в Москве – без существенной динамики к 2024 г.:
    • Значимая положительная динамика наблюдается только в ТЦ малого формата из-за удобства расположения и оптимального tenant-mix;
    • В ТЦ окружного и суперрегионального форматов продолжается отток посетителей на фоне укрепления онлайн-торговли;
    • В I квартале 2025 года снижение трафика в ТЦ у арендаторов из сегмент «Одежда и обувь» достигло 30-35% г/г.
Новые проекты
Планируемые к вводу в 2025 году
Крупнейшие сделки продажи
  • * Сделка II квартала 2025 года
Резюмируем
Торговая недвижимость испытывает серьезное давление из-за продолжающегося бурного роста Интернет-торговли. Значительный ввод новых площадей, наряду со снижением активности классических ритейлеров, усиливает риски дальнейшей стагнации рынка
Наиболее стабильные активы
Районные ТЦ, расположенные в густонаселенных районах и ориентированные на продажу товаров и услуг повседневного спроса, с генерирующими трафик арендаторами из сегмента развлечений
Факторы роста
  • Стабильный трафик в районных ТЦ за счет ориентации на повседневный спрос и высокой плотности населения;
  • Преобразование ТЦ в экосистемы с комбинацией торговли, сферы услуг и досуга увеличивает трафик, время пребывания и товарооборот.
Риски и вызовы
  • Высокие темпы роста онлайн-ритейла, в особенности, непродовольственного сегмента (доля уже более 30%)
  • Отсутствие прироста посещаемости крупных ТРЦ; оффлайн продажи снижаются по ряду сегментов
  • Рост эксплуатационных расходов на обслуживание ТЦ/ТРЦ (в т.ч. расходы на ФОТ и безопасность)
Что вас интересует?
Поделиться

Страница была вам полезна?

Иконка сердца

Спасибо за ваш отзыв!

Современные Фонды Недвижимости защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой в области обработки и защиты персональных данных ООО «СФН»