III квартал 2025
Анализ рынка коммерческой недвижимости
Торговая недвижимость

Торговая недвижимость

Наиболее стабильные активы – районные ТЦ, расположенные в густонаселенных районах и ориентированные на продажу товаров и услуг повседневного спроса, с генерирующими трафик арендаторами из сегмента развлечений

Москва
  • Рынок торговой недвижимости Москва стагнирует:
    • Снижение посещаемости ТЦ и объема офлайн-покупок;
    • Завершение экспансии российских ритейлеров на фоне роста онлайн-торговли и увеличения затрат на отделку.
  • Тренд на снижение вакансии завершился:
    • Уровень вакансии так и достиг докризисного уровня 2019 гг.;
    • Новые объекты вводятся с заполняемостью менее 70%;
    • •Ожидается рост показателя до 8,5–9% после ввода новых ТЦ.
  • Реконцепция не гарантирует прироста выручки ТЦ:
    Рост доли трафикообразующих, но низкомаржинальных арендаторов (спорт +9% г/г, развлечения +6% г/г для новых ТЦ) не всегда обеспечивает прирост арендной выручки.
  • Девелопмент традиционных ТЦ теряет актуальность:
    • Фокус сместился на районные форматы в жилых районах с товарами повседневного спроса и досуговыми услугами;
    • Интерес сохраняется к торговым пространствам в составе ТПУ и МФК, которые реализуются в рамках получения льгот по смене ВРИ.
  • Снижение посещаемости торговых центров:
    • За 8 месяцев 2025 года общая посещаемость снизилась на 3% г/г (на 21% г/г к 2019 году), несмотря на реконцепцию ТЦ/ТРЦ;
    • Рост на 5–10% показали только ТЦ «районного» формата, а также некоторые объекты категории «Прайм»;
    • Посещаемость магазинов категории «Одежда» и «Продукты» снизилась на 6% г/г и 8% г/г соответственно.
Новые проекты
Планируемые к вводу в 2025 году
Крупнейшие сделки продажи
Резюмируем
Торговая недвижимость испытывает серьезное давление из-за продолжающегося бурного роста Интернет-торговли. Значительный ввод новых площадей, наряду со снижением активности классических ритейлеров, усиливает риски дальнейшей стагнации рынка
Наиболее стабильные активы
Районные ТЦ, расположенные в густонаселенных районах и ориентированные на продажу товаров и услуг повседневного спроса, с генерирующими трафик арендаторами из сегмента развлечений.
Факторы роста
  • Стабильный трафик в районных ТЦ за счет ориентации на повседневный спрос и высокой плотности населения;
  • Преобразование ТЦ в экосистемы с комбинацией торговли, сферы услуг и досуга увеличивает трафик, время пребывания и товарооборот.
Риски и вызовы
  • Стагнация спроса – классические ритейлеры завершили экспансию, а e-commerce продолжает активно расти;
  • Продолжающееся снижение трафика в крупных ТЦ, в особенности, у многих модных оффлайн-брендов;
  • Снижение доли платежеспособных арендаторов на фоне реконцепции ТЦ в сторону досуга населения.
Что вас интересует?
Поделиться

Страница была вам полезна?

Иконка сердца

Спасибо за ваш отзыв!

Современные Фонды Недвижимости защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой в области обработки и защиты персональных данных ООО «СФН»